?

Log in

Хотинскій М. С. Разсказы о темныхъ предметахъ, о волшебствѣ, натуральной магіи... 1861 - Живые должны есть мёртвых, а не наоборот
April 27th, 2013
01:44 am
[troika_ptah]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Хотинскій М. С. Разсказы о темныхъ предметахъ, о волшебствѣ, натуральной магіи... 1861

Рассказы о темных предметах, о волшебстве, натуральной магии, обманах чувств, суевериях, фокусничестве, колдунах, ведьмах и т. п.

Разсказы о темныхъ предметахъ, о волшебствѣ, натуральной магіи, обманахъ чувствъ, суевѣріяхъ, фокусничествѣ, колдунахъ, вѣдьмахъ и т. п. / Изданные М. С. Хотинскимъ ; Съ политипажными рисунками. — С.-Петербургъ : Въ типографіи И. Шумахера, 1861. — [4], 579 с., ил. — [Фрагмент, с. 531—536]

Скачать факсимильный скан книги в формате pdf

—стр. 531—
Народныя преданія ставятъ въ близкое соотношеніе съ обращеніями [в животных и неодушевленные предметы. — Upyrnet] появленіе мертвецовъ. По сербскому повѣрью, мертвецы выходятъ поночамъ изъ могилъ и сосутъ кровь у живыхъ людей, во время ихъ сна, отчего многіе умираютъ55. Колдуны и вѣдьмы также встаютъ изъ могилъ и бродятъ послѣ смерти; они также сосутъ кровь изъ живыхъ людей, оттого ихъ смѣшиваютъ съ упырями, извѣстными на Украйнѣ и у Славянъ южныхъ56. Нѣкоторые увѣряютъ, что коровья смерть есть оборотень, который принимаетъ образъ черной коровы и гуляетъ вмѣстѣ съ стадами, напуская на нихъ порчу и моръ. Наконецъ существуетъ повѣрье, что оборотень есть дитя, умершее некрещеннымъ, или вѣроотступникъ, душа котораго нигдѣ на томъ

___________
55) Вѣстникъ Евр. 1829 г. № 24, стр. 254 и 255. Илюстр. Годъ I, стр. 415, статья Даля. Ж. М. Н. Пр. 1847 г. дек., стр., 205 и дал. (о вампирахъ, варколакахъ и пр.)
56) Малорос. Словарь (Тр. Об. Любит. Рос. Слов.). Упыръ — природный колдунъ, человѣкъ съ хвостомъ, стр. 320.

—стр. 532—
свѣтѣ не принимается. На сѣверѣ Россіи оборотня называютъ кикиморою; въ другихъ мѣстахъ кикимора признается младенцемъ, похищеннымъ нечистою силою57. Смерть для язычника не прекращала существованія совершенно: она только измѣняла это существованіе. Славянинъ-язычникъ вѣрилъ, что мертвецы продолжали жить, но иною жизнію, загробною. Умершій дѣлался достояніемъ смерти; трупъ его обезображивался предсмертными страданіями и подлежалъ распаденію. Вотъ почему мертвецы становятся преданіяни въ двоякія отношенія къ живымъ. Если они, съ одной стороны, и по смерти сочувствуютъ интересамъ своей семьи, своего рода, то, съ другой, вообще завидуютъ живымъ и ихъ наслажденіямъ, стараются пугать людей и даже вредить имъ. Души умершихъ, по языческимъ представленіямъ, носились надъ могилами въ образѣ блуждающихъ огоньковъ, летали вмѣстѣ съ птицами по деревьямъ58, и вообще оставались въ томъ же мірѣ, въ какомъ жилъ и человѣкъ живой; такое
____________
57) Иллюстр. годъ I, стр. 299.
58) Сахар. Сказ. рус. нар., т. I, стр. 39 (чернокн.). Бусл. О вліян. хр. на сл. язык., стр. 71—72.

—стр. 533—
неопредѣленное состояніе душъ по смерти говоритъ о томъ, что у нашихъ Славянъ, въ язычествѣ, понятія о загробной жизни не успѣли еще установиться. Впослѣдствіи, въ эпоху христіанскую, родились повѣрья, что только душ младенцевъ, умершихъ безъ крещенія или заспанныхъ матерами, также души выкидышей59 и вѣроотступниковъ лишены по смерти пристанища и блуждаютъ по міру. Представлять души въ не матеріальныхъ формахъ славянинъ-язычникъ не могъ, потому-что форма для его грубаго и малоразвитаго созерцанія была главнѣе всего; безъ формы онъ не въ силахъ былъ ничего представвть. Какіе-же образы долженъ былъ придать славянинъ умершимъ? Другихъ образовъ онъ не могь дать, кромѣ тѣхъ, какіе видѣлъ и зналъ въ окружающей природѣ. Мертвецы, какъ достояніе темной силы смерти, представляются въ образахъ необыкновенныхъ, пугающихъ все живое: при созданіи этихъ образовъ фантазія народная обращалась къ природѣ внѣшней. Сверхъ-того, міръ мертвецовъ есть міръ таинственный, міръ темныхъ, невидимыхъ
__________
59) Игома — выкидышь, еще необразовавшійся младенецъ, а потому представляется безъ рукъ и ногъ. Припомнимъ еще вѣрованія о русалкахъ.

—стр. 534—
силъ; все въ немъ должно было представляться неопредѣленнымъ, неустановившимся. Оттого мертвецамъ стали придавать самыя разнообразныя формы: изъ одной формы они могли переходить въ другую, изъ другой въ третью, и такъ далѣе. Отсюда родилось вѣрованіе въ оборотней, принимающихъ образы различныхъ животныхъ, и въ переселеніе душъ. Оборотень, какъ жилецъ другаго міра, подвластнаго смерти, считается недобрымъ духомъ, предвѣстникомъ бѣдъ. Онъ не иначе является, какъ на бѣгу или на лету, мелькомъ, съ кошачьимъ крикомъ или воемъ, а иногда подкатывается клубкомъ, клочкомъ сѣна и комомъ снѣга. Оборотень мечется человѣку подъ ноги и перебѣгаетъ ему дорогу; онъ измѣняетъ видъ свой во что вздумаетъ, перекидываясь въ кошку, собаку, сову, пѣтуха, ежа, камень, копну и пр.; въ лѣсу встрѣчали его страшнымъ звѣремъ или чудовищемъ. Днемъ его рѣдко удается видѣть: онъ любитъ проказить въ сумерки и ночью, и тогда въ глазахъ прохожаго онъ не рѣдко принимаетъ нѣсколько разъ то тотъ образъ, то другой60. Очевидно, что съ явленіемъ оборотней поночамъ и въ сумерки, т.-е. во время владычества темныхъ силъ,
__________
60) Иллюстр. Годъ 1, стр. 299.

—стр. 535—
смѣшалось представленіе, основанное на дѣйствительномъ наблюденіи. Кто не знаетъ, что въ полумракѣ и въ темнотѣ всѣ предметы для глаза принимаютъ различныя фантастическія формы, которыя съ каждымъ шагомъ прохожаго видоизмѣняются. На Украйнѣ народъ думаетъ, что человѣкъ можетъ быть поперемѣнно: муравьемъ (насѣкомымъ), птицей, звѣремъ, рыбою и снова человѣкомъ61 — видимый остатокъ отъ древней вѣры въ переселеніе душъ. Душа человѣка совершала кругъ, переходя всѣ формы животнаго царства; но она могла также переходить и въ растенія: въ тополь, яворъ и др.62 Мертвецы свободно могутъ выходить изъ своихъ могилъ и вредить живымъ, нанося ихъ хозяйству разстройство или высасывая у спящихъ кровь. Послѣднее повѣрье о высасываніи крови мертвецами (упырями) родилось изъ представленія, соединяемаго съ смертью: вѣчно-голодная, она ненавидитъ жизнь и стремится пожирать все живое, похищая людей и животныхъ. Смерть оставляетъ одни холодные и безжизненные трупы; кровь ихъ она высасываетъ, и этимъ только насыщаетъ себя. Такое
___________
61) Москвит. 1846 г. № 11 и 12, стр. 152.
62) Моск. 1850 г. Статья Бусл. Объ Укр.

—стр. 536—
представленіе было потомъ перенесено и на мертвецовъ. Чтобы отвратить гибельное вліяніе мертвецовъ, простолюдины вбиваютъ имъ между лопатокъ въ спину осиновый колъ63.

Главнымъ образомъ выходъ изъ могилъ суевѣріе приписываетъ колдунамъ и вѣдьмамъ, которые и умираютъ не такъ, какъ обыкновенные люди.
____________
63) Осина въ язычествѣ имѣла благое значеніе, какъ дерево исподненное избытка жизни: листья ея всегда дрожатъ, колеблются, разговариваютъ между собою. Оттого дерево это почиталась особенно спасительнымъ противъ всякой нечистой сиды (осиною прогоняютъ коровью смерть, ее употребляютъ при народномъ врачеваніи отъ лихоманки и паралича). См. Иллюстр. годъ I, стр. 250. Терещ. Бытъ рус. нар., ч. III, стр. 79, ч. V, стр. 75, ч. VI, стр. 101. Въ христіанскую эпоху родидось повѣрье, что на осинѣ удавился Іуда, и потому она вѣчно колеблется.

Tags:

(1 comment | Leave a comment)

Comments
 
upyr.net Powered by LiveJournal.com