?

Log in

No account? Create an account
Лавров А. С. Колдовство и религия в России : 1700—1740 гг. — 2000 [извлечение] - Живые должны есть мёртвых, а не наоборот
July 11th, 2013
07:21 pm
[troika_ptah]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Лавров А. С. Колдовство и религия в России : 1700—1740 гг. — 2000 [извлечение]

Лавров А. С. Колдовство и религия в России : 1700—1740 гг.


Лавров А. С. Колдовство и религия в России : 1700—1740 гг. / А. С. Лавров. — Москва : «Древлехранилище», 2000. — ISBN 5-93646-006-1. — [Извлечение. С. 158—159]

Скачать книгу

[Из Главы 2. Народное православие. Раздел 4. Переходные обряды]

—стр. 158—
Всеобщий характер крещения предусматривал всеобщий характер отпевания — так как тот, кто был инкорпорирован, должен был быть путем ряда «обратных» обрядов исключен. Напротив, некрещеным детям «предназначено было достойное сожаления существование, безо всякой надежды когда-либо проникнуть в мир мертвых...». «Это самые опасные умершие — они хотят вновь вернуться в мир живых и, не в силах сделать этого, ведут себя в отношении его как враждебные чужаки», — пишет А. ван Геннеп261. Речь идет, конечно же, о хорошо известных «заложных покойниках», получивших свое название потому, что их не закапывали в землю, боясь тем самым осквернить ее, а забрасывали ветками262.

В целом, можно говорить об определенном народно-церковном компромиссе, включавшем представление о целом ряде категорий «заложных» (некрещеные дети, колдуны, утопленники, убитые молнией). Свою главную задачу церковь видела здесь в расширении «заложных» за счет умерших без исповеди и покаяния. Запрет хоронить их на церковном кладбище должен был осознаваться родственниками умершего как наказание (а не как неожиданная привилегия) и служить средством церковкой дисциплины. В этом смысле образцово поступили церковники Борисоглебской слободы, которые велели непричастившихся и неисповедовавшихся «загребать в поле»263.
_______________
261 Gennep Arnold van. Rites de passage. P.229.
262 Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995.
263 Допрос священника Федора Васильева, после 15 яннаря 1715 г. // РГИА. Ф. 796 (Синод). Оп. 13. 1732 г. № 137. Л. 110.


—стр. 159—
На деле все получалось не так гладко. Во-первых, тем кто стремился к погребению своих родственников на церковном кладбище, отказать было не так просто. Согласно донесению священника Матвея Никитина из Крестецкого Яма в Новгородский архиерейский разряд «да они же-де приходские люди умирают без покаяния и без св. причастия, а погребались у церкви», потому что он боялся, чтобы в противном случае прихожане «какого похищения над ним не учинили...»264. Кажется, что ссылками на отказ в церковном погребении можно было злоупотреблять там, где покойников просто хоронили без отпевания из-за неисполнительности клира. Когда инквизитор Александр Тихонов донес, что в Холмогорской епархии «во многих волостях мертвых телеса погребают сами собою без священников», то холмогорский владыка Варнава объяснился по этому поводу следующим образом: «...А что мертвых телеса погребают, и то свидетельствуют они сами о себе и о конечном своем непокаянии, того ради и мы, для студа их большаго пред людьми и страха Божия, не повелеваем погребати при церкви святой...»265.

Еще об одной инициативе свидетельствует принадлежащий митрополиту Белгородскому Авраамию запрет хоронить у церкви убившихся во время качания на качелях (очевидно, рассматривавшегося как часть «языческого» календарного обряда)266. Однако наиболее многочисленный разряд «заложных» должны были составить старообрядцы, которым, вплоть до создания специальных кладбищ, также было отказано в каких-либо признанных свыше местах погребения. Старообрядческие похороны становятся все более и более схожими с похоронами «заложных» покойников. Так, отец старообрядца Ярафия Андреева умер около 1717 г. «без покаяния и погребен в лесе без отпевания»267.
____________
264 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1868. Т. I (1542-1721). № 260. С. 265 (1721 г.).
265 РГИА. Ф. 796 (Синод). Оп. 4. 1723 г. № 441. Л. 71 об., 99.
266 Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности (по архивным документам). Харьков, 1902 С. 8-9.
267 Допрос крестьянина Ярафия Андреева в Каргопольском духовном правлении, 59 июля 1729 г. //РГИА. Ф. 796. Оп. 11. 1730 г. № 383. Л. 1 об.

Tags:

(1 comment | Leave a comment)

Comments
 
upyr.net Powered by LiveJournal.com