De-Animator (troika_ptah) wrote in upyrnet,
De-Animator
troika_ptah
upyrnet

Каминскiй В. Къ народной демонологiи. 1906.


Вячеславъ Каминскiй. Къ народной демонологiи. (Изъ с. Косарева, Дубенскаго у. Волын. губ.) // Кiевская Старина. 1906. № 5—6. С. 9—11. pdf

Среди разнооразныхъ повѣрiй, сохраняющихся среди простого народа на Волыни, едва ли не самымъ интереснымъ по существу и обильнымъ по разсказамъ разнаго рода, его иллюстрирующимъ, слѣдуетъ считать вѣрованiе въ непосредственное общенiе съ умершими, которые по народному выраженiю "ходять", т. е. встаютъ изъ могилъ и приходятъ навѣщать своихъ родныхъ или знакомыхъ. Понятiе "ходять" слѣдуетъ въ данномъ случаѣ понимать широко: если приходится видѣть покойника во снѣ, это значить онъ "ходить"; при стукѣ и шумѣ на чердакѣ, — предположенiе является, что покойникъ ходитъ; наконецъ, если разстроенное воображенiе рисуетъ образъ покойника, особенно въ темнотѣ, то и эти случаи входятъ въ составъ понятiя "ходять". Настойчиво поддерживаемый обычай класть во гробъ при похоронахъ покойнику — мужчинѣ шапку подъ мышку до извѣстной степени показываетъ, что функцiя этого предмета, т. е. шапки, выполнявшей свое назначенiе при жизни его обладателя, не прекращается по убѣжденiю крестьянъ и послѣ смерти послѣдняго. Кромѣ, того слова одного похороннаго причитанiя, въ которомъ содержится такое обращенiе къ покойнику — "не забувай же мене в лиху годину; приходь поможи" — вполнѣ ясно и опредѣленно указываетъ на это вѣрованiе, отмѣчая даже въ немъ довольно важную потребность, а именно помощь, оказываемую умершимъ родичемъ; въ указанiи цѣли прихода покойниковъ можно предполагать остатки того культа предковъ, яркую картину котораго далъ Спенсеръ въ одномъ изъ своихъ изслѣдованiй.
Но если въ однихъ случаяхъ цѣль посѣщенiя покойниковъ — помощь и благодѣянiе живущимъ, что признается желательнымъ, то въ другихъ такою цѣлью является месть или вообще желанiе причинить зло, непрiятность. Вообще слѣдуть замѣтить, что по сознанiю народа "ходят з того свiта" въ большинствѣ случаевъ люди, бывшiе при жизни злыми, сварливыми, словомъ не вполнѣ безупречными въ нравственномъ отношенiи. Мнѣ лично приходилось слышать ссору, происходившую между двумя женщинами, изъ которыхъ одна была постарше. Та, которая была помоложе, замѣтила: "ти така сварлива, що й по смертi не заспокоїшся; мабуть придеш зо мною сваритись!" — "Бо таки прийду: й ни їден раз, i налякаю тебе." — "А не дождеш," отвѣтила молодая, "я насиплю маку свяченого, закличу попа, буду святити хату; тодi й не пiдступиш."
Частое хожденiе покойниковъ само по себѣ считается явленiемъ нежелательнымъ; освободиться отъ частаго посѣщенiя такихъ гостей составляетъ пламенное желанiе тѣхъ, у кого эти гости появляются. Вѣря въ полную невозможность устранить совершенно это явленiе (т. е. хожденiе покойниковъ) такъ-же, какъ невозможно устранить явленiя жизни и смерти въ природѣ, поселяне прибѣгаютъ иногда къ нѣкоторымъ средствамъ, которыя по ихъ мнѣнiю помогаютъ избавиться отъ непрошенныхъ и подчасъ вредныхъ посѣтителей "з того свiта." Такими средствами служатъ макъ, просо, сталь и мѣлъ. Я не буду подробно говорить о роли мака въ этихъ случаяхъ, такъ какъ объ этомъ была замѣтка въ одной изъ книжекъ "Кiевской Старины;" (1) считаю нужнымъ только прибавить, что къ этому средству прибѣгаютъ въ крайнихъ случаяхъ, когда, несмотря на всѣ просьбы, покойникъ не желаетъ прекратить своихъ посещенiй. Примѣненiе всѣхъ указанныхъ средствъ народомъ считается вообще предосудительнымъ, а вслѣдствiе этого и дѣломъ, не подлежащимъ — огласкѣ. Поэтому разсказы объ этомъ всегда сопровождаются такого рода замѣчанiями: "ми, Боже сохрани, нiкди цього ни робимо, али люди, кажуть, роблять," при этомъ называютъ тѣхъ, которые примѣняли то или другое средство; для этой надобности употребляется макъ "видюк," т. е. въ головкахъ котораго есть дырочки, и онъ легко высыпается; притомъ макъ освященный.
Въ то время какъ употребленiе мака для названной цѣли считается "тяжкимъ грѣхомъ", употребленiе другихъ средствъ — проса, желѣза и стали грѣхомъ не считается. Вслѣдствiе этого находятъ болѣе удобнымъ и предпочтительнымъ передъ макомъ употреблять, напр. просо, которое, какъ мнѣ поясняла одна крестьянка, должно показывать, что тѣ, которые посыпаютъ, просятъ покойника не приходить. Просомъ обыкновенно посыпаютъ въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ показывается покойникъ, который для того, чтобы получить возможность прiйти во второй разъ, долженъ собрать по зернышку все, что насыпано.
Хожденiе покойника иногда происходитъ не только съ тою цѣлью чтобы доставить непрiятность и безпокойство всѣмъ въ домѣ (такъ напр. говорятъ: стукає по горi, кидає цеглу з комiна, б`є горшкi и т. п.), но чтобы безпокоить кого-либо одного, сводя съ нимъ личные счеты, не оконченные при жизни. Въ этомъ случаѣ, какъ говорятъ, безпокойство довольно серьезно; чтобы на него не обращать вниманiя: покойникъ тормошитъ спящаго, сбрасываетъ съ него одежду, которою спящiй покрытъ; вытаскиваетъ изъ-подъ него доски полога, на которомъ онъ спитъ и т. п. Чтобы оградить себ отъ этихъ непрiятностей, крестьяне прибѣгаютъ къ помощи стали. Такъ какъ въ этихъ случаяхъпо вѣрованiю крестьянъ принимаетъ участiе "нечиста сила", то ими освящаютъ предметы, могущiе отогнать ее, или кладутъ ее съ произнесенiем молитвы: "Да воскреснетъ Богъ". Предметы, чаще всего употребляемые, это слѣдующiе: коса, серпъ, ножъ и топоръ. Въ большинствѣ случаевъ ихъ кладутъ подъ подушку, на которой спятъ; иногда, въ рѣдкихъ случаяхъ, когда не помогаетъ средство, примѣняемое такимъ путемъ, поступаютъ такъ: вокругъ того мѣста, гдѣ долженъ спать человѣкъ, желающiй избавиться отъ безпокойствъ "нечистої сили," обводится черта "свяченою крейдою," и на этой чертѣ кладется нѣсколько косъ такъ, чтобы они окружили ложе спящаго; кромѣ того подъ подушку кладется топоръ и серпъ, иногда и ножъ. Эти средства въ своей совокупности обязательно помогаютъ, какъ утверждаютъ крестьяне. Сила, заключающаяся въ этихъ средствахъ, все-таки обусловливается по сознанiю крестьянъ силою молитвы.

28 ноября 1905 г.

______________________________
(1) Статья: Макъ въ народной демонологiи Волыни, 1905 г. кн. IV, стр. 34—36.
Tags: Каминский В.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments